суббота, 3 июня 2017 г.

О том, как битлов закидали тухлыми яйцами


Как ни странно однажды феноменальную ливерпульскую четверку (раньше было модно величать группу «The Beatles» столь пафосным образом) закидали тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Был такой нелицеприятный эпизод в их музыкальной биографии. И что еще более удивительно произошло это в июне 1964 года, в самый разгар битломании. Термин «битломания» возник 13 октября 1963 года, когда во время концерта группы в лондонском концертном зале «Palladium», транслировавшемся на всю страну, толпы юных поклонников, несмотря на присутствие усиленных нарядов полиции, устроили жуткую давку в попытке увидеть своих музыкальных идолов. Лишь после активного вмешательства в дело британских стражей порядка участники коллектива, с трудом, но все же смогли добраться до поджидавшего их автомобильного транспорта. Через пару дней в репортаже о концерте, опубликованном в газете «The Daily Mirror», впервые был употреблен термин «битломания», который тут же подхватили другие средства массовой дезинформации. Под «битломанией», как правило, подразумевается особый вид психического заболевания на почве безграничной любви к группе «The Beatles», которое может носить как кратковременный характер, так и в отдельных, запущенных случаях тянуться на протяжении всей жизни. Существует гипотеза, что «битломания» вызывается особой, мутированной формой вируса лихорадки денге, традиционным местом, для размножения которого служат звуковые канавки битловских виниловых пластинок. А также, получила распространение теория, что «битломания» была специальным проектом засекреченных подразделений спецслужб по массовому манипулированию сознанием молодежи – так называемый «Тавистокский эксперимент». Однако все эти гипотезы мы (до поры-до времени) вынесем за скобки.


Веллингтон, Новая Зеландия

В начале 1964 года состоялась поездка «Битлз» во Францию и гастрольный тур по США. Летом того же года концертные поездки возобновились: Европа, Гонконг, Австралия и Новая Зеландия. Австралийцы встречали группу восторженно, в Аделаиде их приветствовала многотысячная толпа битломанов, а концерты отличались особой атмосферой массовой истерии. По словам Пола МакКартни: «Триста тысяч человек встретили нас в Аделаиде, словно героев. Джордж тоже махал толпе. Там мы побывали в городской ратуше в центре города, где собрались, чуть ли не все жители». Джордж Харрисон: «Мы постоянно фотографировали их – с балконов, через заднее стекло машин в кортеже. Мы были приятно удивлены хорошим к себе отношением и тем, насколько мы здесь популярны. Все повторяли: «Людей собралось больше, чем во время визита королевы». Но ведь ее пластинки не становились хитами». Однако в Новой Зеландии, где группа выступала с 22 по 29 июня 1964 года, участникам квартета пришлось столкнуться и с оборотной стороной медали своей всемирной известности и популярности. В предпоследнем городе новозеландского тура Крайстчёрч четверку ливерпудлийцев поджидал неприятный сюрприз. Но сначала маленькая справка о том, что же представляет собой этот населенный пункт.


Битлы на трапе самолета в аэропорту Крайстчёрч

Крайстчёрч (Церковь Христа) – центр района Кентербери, самый крупный город Новой Зеландии, расположенный на Южном острове. Новая Зеландия – островное государство в Полинезии (юго-западная часть Тихого океана), в состав которого входят два крупных острова (Северный и Южный) и свыше 700 прилегающих к ним мелких островков. Население Крайстчёрч по переписи 1981 года составляло 281 тысяч 721 человек, а в 1964 году жителей там было и того меньше. Это третий по величине, после Веллингтона и Окленда, город страны. Для сравнения: Тамбов - 290 тысяч, Петрозаводск - 279 тысяч. На языке маори название города звучит просто фантастически: Те Фенуа О Те Потики-Таутахи. Город был основан в декабре 1850 года, после того как прибывшие на четырех кораблях англосаксонские переселенцы завладели землей маорийского клана нгаи-таху. Согласно официальной статистике в настоящий момент в городе проживает 83.9 % белых, 9.4 % азиатов, 8.5 % маори и 3.1 % полинезийцев.


Битлофаны перед гостиницей "Кларендон", Крайстчёрч

Однако вернемся к оставленным нами на время ливерпульским парням с гитарами. Обласканный славой квартет прибыл 27 июня 1964 года в Крайстчёрч, где они должны были дать сценических представления в театре «Маджестик». Восторженные толпы поклонников встречали группу в аэропорту и возле старинной гостиницы «Кларендон», где они должны были поселиться. По самым скромным подсчетам толпа фанатов насчитывала около пяти тысяч человек. Какая-то тринадцатилетняя девушка, чтобы попасть в отель вместе с «Битлз», бросилась на капот лимузина, в котором ехали участники квартета. К счастью скорость транспортного средства была невелика и потерявшая разум поклонница серьезно не пострадала. Ее удостоили чести выпить чашечку кофе с ее идолами и благополучно выпроводили на улицу. Ливерпульские «жучки» традиционно вышли на балкон, чтобы царственными жестами и обезьяньими гримасами поприветствовать своих подданных. И тут случилось непредвиденное... Из-за спин истерически визжащих фанаток группа молодых людей открыла по ним прицельный огонь тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Обстрел продолжался около четырех минут, и прекратить его полиция оказалась не в состоянии, поскольку так и не смогла протиснуться сквозь собравшуюся толпу. Не все «бактериологические» фугасы достигли цели – были поражены лишь Пол и Ринго, да парочка фотографов впридачу. А вот стены и окна гостиницы получили множественные, не предусмотренные проектом «украшения». Полиция быстро увела битлов с линии огня во внутренние помещения отеля. Через некоторое время музыканты вновь появились на публике, но сей раз этажом выше, на узком и довольно хлипком с виду противопожарном леерном балконе, где их не могли достать радикально настроенные бомбардиры своими дурно пахнущими снарядами. Было видно, что «жучки» озадачены столь «радушным приёмом». В окружении бдительных полицейских, готовым к новым сюрпризам, участники квартета судорожно вцепились в перила и напряженно переглядывались - от былой эйфории не осталось и следа, их настроение было явно испорченно. Сделав несколько дежурных фотоснимков, участники группы вскоре разбрелись восвояси.


Битлы на балконе гостиницы "Кларендон"

Обычно считается, что поводом для этого неприятного инцидента, послужила ревность парней к своим девушкам, которые после приезда заокеанских звезд из другого полушария перестали обращать внимание на своих ухажеров, поскольку не могли думать ни о чем другом кроме возможности увидеть своих кумиров хоть краем глаза. Таким образом «артобстрел» всенародных любимцев был своего рода кульминацией неприязненных отношений обиженных молодых людей по отношению к своим более знаменитым конкурентам в борьбе за обладание девичьими сердцами. Но все не так просто. Возможно, что реальной причиной для столь радикальной реакции послужили циничные высказывания Джона Леннона о сексуальной доступности австралийских девушек, и что битлы во время турне переспали с сотнями девчонок, скандирующих всю ночь напролет под окнами гостиниц: «Мы хотим Битлз. «Мы, как Сатирикон на гастролях», - без малейшей тени смущения заявил Джон, цинично разрушая, искусно созданный для них образом обаятельных, милых мальчиков в аккуратных костюмчиках, поющих сентиментальные песенки о любви, единственным недостатком которых, помимо переизбытка молодости, были их странные, но тщательно ухоженные прически. Для большинства пуританских англо-саксонских семей по всему миру они были лишь озорными мальчишками, очаровательными бесполыми существами, которым были чужды пороки окружающей нас действительности. И вдруг эти славные, симпатичные парни, на концерт, которых не страшно было отпустить своих детей, оказались сворой развратных соблазнителей. Поэтому логично было бы предположить, что среди канониров, открывших по заезжим музыкантам беглую пальбу подручными средствами, были не только ревнивые парни, но и возмущенные моральным разложением битлов родители. Возможно, что именно они держали транспарант с надписью «Мы не любим никого» (We Don’t Love Anybody). Кроме того, в толпе были замечен молодой человек с плакатом, на котором была загадочная надпись: «Нам нравится Элвис, Клифф, Кастро и Мао Цзедун, но не Битлз» (We like Elvis, Cliff, Castro and Mao Tse Tung but not The Beatles). Можно предположить, что представители леворадикальных, анархических и неомарксистских и других, близких к «новым левым» представителей молодежи, также пришли выразить свой протест против приезда в их город, выпестованных буржуазным шоу-бизнесом эстрадных именитостей с чуждой идеологией. «Новые левые» приветствовали нонконформизм и свободу самовыражения. Они протестовали против разлагающего влияния на молодое поколение «общества потребления», активно выступали против его бездуховности, против унификации человеческой индивидуальности и обезличенности массовой культуры, в цепких когтях которой любой талантливый человек становится бездумной марионеткой в руках капиталистических кукловодов. Так, что возрастной и социальный срез новозеландцев, протестующих против разлагающего влияния битлов на умы подрастающего поколения, был довольно широким. Кроме того, во время турне «Битлз» по Новой Зеландии был совершен ряд анонимных звонков с сообщениями о заложенных в концертных залах и самолетах, на которых битлы совершали свои перелеты, взрывных устройствах. После тщательных проверок оказалось, что сообщения были ложными.


Театр "Маджестик", Крайстчёрч

Как же отреагировали ливерпульские гастролеры на спонтанную акцию протеста, которой их встретили представители гражданского общества степенного города Крайстчёрч? Практически никак. Представления не отменили, публичных извинений за свои грубые, циничные высказывания не принесли. Оба концерта, которые они дали в театре «Маджестик» были откровенной халтурой, в духе «Королевского жирафа», красочно описанного в повести Марка Твена «Приключения Геккельбери Финна», где два прожженных авантюриста дурили публику, ловко присваивая их кровные денежки при помощи липовых спектаклей. «Битлз» играли свои представления на маломощной аппаратуре на больших концертных площадках. Как только они появлялись на сцене, малолетние фанатки поднимали такой истеричный визг, что никто из присутствующих на практически не слышал самой музыки из-за этих истошных воплей. Впрочем, большинству из зараженных вирусом битломании музыка и не была нужна, они просто хотели лицезреть своих идолов живьем. Продолжительность сценического действа на обоих выступлениях в Крайстчёрч была порядка 22 минут, и за это время «Битлз», не особенно перенапрягаясь, исполнили упрощенные вариации одиннадцати, записанных ими ранее песен: I Saw Her Standing There, I Want To Hold Your Hand, You Can't Do That, Till There Was You, All My Loving, She Loves You, Roll Over Beethoven, Can't Buy Me Love, This Boy, Long Tall Sally, Twist and Shout. Фанаты утверждают, что Ринго пел еще и «Boys», но в сетлисте она не значится. Билет на битловскую постановку «Королевского жирафа» во время турне по Новой Зеландии стоил, в пересчете на теперешние деньги, от 60 до 100 новозеландских долларов, то есть от 2400 до 4000 рублей.


• На концерте в Веллингтоне, Новая Зеландия

Когда «Битлз» вернулись на австралийский континент, чтобы дать финальные концерты своего гастрольного турне по Южному полушарию, то подобный «теплый» прием оказали ливерпульцам и активисты «антибитловского сопротивления» города Брисбена. Только там ассортимент метательных снарядов был гораздо разнообразней.

8 комментариев:

  1. Скачивал пару Австралийских бутлегов ,еще какие то зальники,Битлз вообще неважные были на сцене,Роллинги гораздо сильнее

    ОтветитьУдалить
  2. Уровень битловского исполнения на сцене действительно оставлял желать лучшего, ибо битломания развращает. Зачем стараться, если и так потянет, а потом, на такой слабой аппаратуре при таком визге, все равно мало, что слышно, и публике, и самим битлам. В хронике в самом низу, есть пара моментов со звуком записанным из зала во время шоу – это просто тихий ужас. Кошмар. Ринго Старр признавался, что он просто держит ритм, без всяких фишек, лишь бы не сбиться в таком шуме. Но до всего этого ажиотажа, они играли нужно признать, очень отвязно (речь не профессионализме, а о драйве и молодецкой энергии), если судить о концертнике в клубе «Звезда» в Гамбурге. Но, что делать шоу-бизнес…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да там конечно,побойчее что ли!Все же их конек студия,А Джордж Мартин вполне пятый Битл ,кстати насчет шума,думаю у тех же Роллингов его не меньше было

      Удалить
    2. У Роллингов больше парни залы громили, чем девчонки верещали,ну типа у них имидж был такой хулиганский. Джордж Мартин, тот еще жук. Надул растяпу Эпштайна с контрактом, как школьника. Получали они за записи копейки. Поэтому стали резко сочинять свои песни - за них платили больше. Два циничных нахала, объединившись прибрали все в свои руки, а Харрисона все время отталкивали от кормушки, типа - у тебя песенки никудышные, нехитовые, но ладно, так и быть возьмем парочку для альбома, по доброте душевной, в виде исключения, потому что мы милые, славные парни

      Удалить
  3. Анонимный6 июня 2017 г., 9:21

    в городе проживает 83.9 % белых, 9.4 % азиатов, 8.5 % маори и 3.1 % полинезийцев.
    ИТОГО 104,9%
    СПАСИБО ЗА РАССКАЗ.БЫЛО ИНТЕРЕСНО.АГБ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. https://en.wikipedia.org/wiki/Christchurch#Demographics

      Удалить
  4. Анонимный7 июня 2017 г., 9:12

    ИМ ПРОСТИТЕЛЬНО, ЖЕРТВЫ ЕГЭ.. ПО МОЕМУ , ЧЕМ РАСПОСТРАНЯТЬ ДУРЬ, ЛУЧШЕ ВОЗЬМИТЕ ОТ-ТУДА ЖЕ СТАТИСТИКУ НЕ В ПРОЦЕНТАХ. А В КОЛИЧЕСТВЕ ЧЕЛОВЕК. ГДЕ ВПРОЧЕМ ТАЖЕ ЛАЖА. НА МОЙ ВЗГЛЯД, ЛУЧШЕ УБРАТЬ. РАССКАЗ ВАШ НИЧЕГО ОТ ЭТОГО НЕ ПОТЕРЯЕТ. АГБ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что мне писать и как, что мне включать в материал, а что убрать, разберемся без сопливых. Так раньше говорили в детском садике, и именно такой, непосредственный, детский фольклор, думается Вам, как персонажу, который, несмотря на возраст, так и не вырос из коротких детских штанишек, будет наиболее доступен. Это – первое. Чтобы простодушный детский юмор не показался Вам чуточку грубоватым в отношении информации, изложенной в Вашем комментарии, то в качестве жеста доброй воли и стремления к установлению мира на всей планете, добавлю, что данный фрагмент является тестом специального назначения, и именно по этой причине включен в авторский материал. В данном качестве он работает безукоризненно. О том, для каких целей он служит Вам знать не обязательно. Это – второе. И третье – особенностью переписи населения проводимой Статистическим управлением Новой Зеландии, является то, что лица, заявившие о своей принадлежности к нескольким этническим группам, включаются во все соответствующие разделы. В результате чего итоговая процентная цифра может быть выше 100. Тем не менее – это официальная статистика.

      Удалить